Одной из серьёзнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости ( табакокурение,алкоголизм, токсикомания,наркомания). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором/ способным существенно влиять на сознание ребёнка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе "Социального риска", и корректировать процесс развития личности ребёнка.
На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация населения и жестокости в средствах массовой информации, распространяющийся игровой бизнес, пропаганда способов "легкой наживы"
Одной из главных задач воспитателя социально негативного поведения является самоопределение ребёнка,которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-вторых , предоставить каждому ребёнку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков. В неё входят:
1. Социально-экономические
2.Личностные,возрастные факторы
3. Внешние условия и обстоятельства
Это ситуации, связанные с жестким обращением, насилием.
Значение причин( факторов) негативного поведения детей проведения детей помогает эффективно организовать профилактическую работу, направленную на предотвращение проявлений негативного поведения детей и подростков, коррекцию таких проявлений, снижение рисков правонарушений.
Для этого используют современные подходы в системе профилактики, а именно:
Информационный подход-формирование у детей знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения.Но как практика, недостаточно информировать ребёнка о последствиях негативного поведения. В силу возрастных особенностей детей не могут прогнозировать результаты своего поведения
Поведенческий подход- формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.
Альтернативный подход- развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей. Одна из задач этого подхода- научить ребёнка реализовать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.
Работа по профилактике социально значимых явлений ведется по двум направлениям:
1. Работа с детьми:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми "группы риска"
2.Работа с родителями:
- Информирование и консультирование родителей по проблеме социального негативных девиаций;
- работа с конфликтными семьями( семьями "группы риска")
- психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок проявляет социально негативные модели поведения.
Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется:
-нормативно правовыми актами (федеральный закон от29.12.2012г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"; Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ; Концепция дошкольного воспитания; Федеральный закон " Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" Устав ДОУ и д.р).
-сопровождением воспитательно- образовательного процесса трудовым коллективом ДОУ; индивидуальной и групповой работе с детьми педагога психолога.